программа кружка по русскому языку

09.05.2014 09:30

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Терсинская средняя общеобразовательная школа»

 Еланского муниципального района

Волгоградской области

 

                                                                                                                

 

 

«Утверждено»

Директор МБОУ «Терсинская СОШ»

_____________/Ежкова В, Н./

 «__»________________   2013г.

 

 

 

 

 

 

Программа дополнительного образования

 предметного кружка по русскому языку

 

 

«Кладовая слов русского языка»

 

Возраст детей: 11 – 14 лет

Срок реализации: 1 год

 

 

  Автор:

  Учитель русского языка и литературы

  Ерёмичева Марина Сергеевна

 

 

 

Терса-2013

 

 

Пояснительная записка

Направленность программы «Кладовая» слов русского языка » по содержанию является культурологической, по функциональному предназначению учебно-познавательной, по форме организации  кружковой, по времени реализации  годичной.  Программа разработана с учетом программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений и  реализует преемственность с основным содержанием учебной программы по русскому языку для 6-7 классов  посредством разностороннего изучения значения слова и особенностей его функционирования в составе фразеологизмов, пословиц и поговорок, загадок, крылатых выражений, формул речевого этикета и др.

Предметом рассмотрения являются исконно русские и заимствованные слова, слова, отражающие национально-культурные особенности народа, поэтические, сказочные слова, пословицы, поговорки, формулы речевого этикета, фразеологизмы, крылатые выражения.

 

Новизна программы состоит в том, что в изучение  при разработке внесён региональный компонент, а именно изучение говоров волгоградской области. 

 

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время утрачен интерес к родному языку, к звучащему слову, к сохранению, сбережению чистоты русского языка.  К числу наиболее актуальных проблем относится  развитие любви к  русскому языку приобщение детей к языковым ценностям,  интеллектуальное и духовное развития личности ребенка.

Педагогическая целесообразность

Программа рассчитана на детей  12-13 лет, потому как наиболее действенные  формы работы предлагаются увлекательные путешествия в слово, основанные на использовании разнообразного занимательного материала по лексике, фразеологии, грамматике, орфографии, широко представленного в научно-популярной литературе по русскому языку; индивидуальная и групповая поисково-исследовательская деятельность, ориентирующая учащихся на самостоятельный поиск и обобщение разнообразного лексического материала; занятия, на которых учащиеся выполняют индивидуальные задания, выступают с сообщениями; викторины на лучшего знатока русского слова; конкурсы, на которых учащиеся защищают свои творческие работы, демонстрируют умения выразительного чтения.

 

Рекомендованы   следующие виды учебных заданий:

– нахождение пословиц, поговорок, формул речевого этикета, фразеологизмов в фольклорных текстах и произведениях художественной литературы, разъяснение их смысла и роли в тексте;

– анализ эмоционально-образной насыщенности слов в пословицах, поговорках, формулах речевого этикета, фразеологизмах, сказках, стихотворениях, прозаических текстах;

– подбор пословиц, поговорок, фразеологизмов, аналогичных высказываниям писателей, цитатам из произведений художественной литературы;

– моделирование речевых ситуаций (одобрения или осуждения действий и поступков человека, признания его заслуг, предупреждения от воэможных ошибок и др.) с использованием пословиц, поговорок, формул речевого этикета, фразеологизмов, крылатых выражений;

– наблюдения за использованием изобразительно-выразительных возможностей слова в реальном процессе восприятия и порождения речи;

– составление текстов, рассказов, сочинение загадок, сказок, стихотворений.

Учебный материал на занятиях может быть предъявлен учащимся в форме серии вопросов для любознательных, вопросов-шуток, словесных игр, лингвистических задач, занимательного материала, пословиц и поговорок, высказываний, познавательных текстов, интересных рассказов из жизни слов и др.

 

 

Цели программы: обобщение, систематизация и расширение представлений учащихся о слове как основной единице языка, носителе культурного смысла в языке и речи;

 

Задачи:

1.     Овладевать изобразительно-выразительными возможностями и культурным значением слов во фразеологизмах, пословицах и поговорках, крылатых выражениях, загадках, сказках, стихотворениях, формулах речевого этикета;

2.     Обогащать и активизировать словарный запас учащихся на основе формирования внимательного отношения к слову, его правильному употреблению в устной и письменной речи в составе фразеологизмов, пословиц и поговорок, загадок, сказок, крылатых выражений, формул речевого этикета, в поэтической речи;

3.     Формировать культуру речевого поведения учащихся, произносительных, лексических, грамматических и орфографических норм;

4.     развивать у учащихся языковое чутьё, стремление самостоятельно расширять и углублять знания о русском языке, удовлетворять свой интерес к русскому языку через чтение научно-популярной и художественной литературы, словарей, справочников и других источников информации.

 

 

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что она реализует преемственность с основным содержанием учебной программы по русскому языку для 6-7  класса посредством разностороннего изучения значения слова и особенностей его функционирования в составе фразеологизмов, пословиц и поговорок, загадок, крылатых выражений, формул речевого этикета и др.  Также тем, что предметом рассмотрения являются  слова, отражающие национально-культурные особенности народа, в частности народа, проживающего в Волгоградской области, казаков.

 

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от  11 до 13лет.

 Ведущая деятельность  этого  возраста - личностное общение в процессе общественно -   полезной     деятельности и обучения.  Развивается критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа, стремление к самостоятельности, что соответствует избранным формам и методам освоения материала данной программы.

 

Срок реализации: 1 год.

 

 

Режим занятий: 1 раз в неделю

 

Программа рассчитана   на 36 часов.

 

 

Формы занятий:

              - увлекательные путешествия в слово, основанные на использовании разнообразного занимательного материала по лексике, фразеологии, грамматике, орфографии, широко представленного в научно-популярной литературе по русскому языку;

– индивидуальная и групповая поисково-исследовательская деятельность, ориентирующая учащихся на самостоятельный поиск и обобщение разнообразного лексического материала;

– занятия, на которых учащиеся выполняют индивидуальные задания, выступают с сообщениями;

– викторины на лучшего знатока русского слова;

– конкурсы, на которых учащиеся защищают свои творческие работы,

демонстрируют умения выразительного чтения.

 

Ожидаемые результаты освоения программы

В результате изучения материалов  программы обучающиеся  должны  понимать:

·        назначение слов и фразеологизмов в речи, особенности употребления однозначных и многозначных слов, слов в прямом и переносном значении, исконно русских и заимствованных слов, синонимов, антонимов;

·        формулы и правила речевого этикета, основные речевые этикетные ситуации;

·        выразительные возможности слов и фразеологизмов, их роль в сохранении и передаче культурного наследия народа;

·        правописание корней, приставок, суффиксов, окончаний в пределах орфографической нормы, установленной учебной программой по русскому языку для 6-7  классов;

·        постановку знаков препинания в простом и сложном предложении в пределах пунктуационной нормы, установленной учебной программой по русскому языку для 6-7классов;

 

уметь:

·        находить в фольклорных текстах, в текстах художественной, научной, научно-популярной и занимательной литературы лексико-фразеологические единицы с культурным компонентом значения, разъяснять их смысл и роль в тексте;

·        правильно и уместно использовать в устной и письменной речи однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении, исконно русские и заимствованные слова, синонимы и антонимы;

·        выбирать, анализировать и правильно употреблять в устной и письменной речи формулы речевого этикета в соответствии с речевыми этикетными ситуациями и правилами;

·        разъяснять написание слов, постановку знаков препинания в простых и сложных предложениях в соответствии с изученными орфографическими и пунктуационными правилами;

·        находить нужные слова и фразеологизмы в толковых словарях, словарях иностранных слов, синонимов, антонимов, многозначных слов и др., извлекать нужную информацию из словарной статьи.

 

 

Способы проверки результатов освоения программы.

    Подведение итогов по результатам освоения материала дан­ной программы может быть в форме  защиты проектов по выбранной тематике  либо во время проведения внеклассного мероприятия,  во время которых будут задействованы  работы детей по конкретным темам.

 

 

Календарно – тематическое планирование

 

Тема

Кол-во часов

Форма занятия

Деятельность обучающихся

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

10

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

13

 

 

 

14

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

16

 

 

17

 

 

 

 

Вглубь слова.

 

 

 

 

Слова родные и слова гости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Национально окрашенные слова в языке.

 

 

 

 

 

 

Диалектные слова. Говор донских казаков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Крылатые слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Золотые россыпи народной мудрости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жизнь слова во фразеологизме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово поэтическое.

 

 

 

 

 

Звучащее слово

 

 

 

 

 

Зачем людям письмо. Сведения из истории письма.

 

 

Сквозь призму написания.

 

 

 

 

 

 

 

Речевой этикет.

 

 

 

 

Орфографическая игра «Гонка за лидером»

 

 

«Давайте говорить друг другу комплименты…»

 

 

 

Обобщение и систематизация изученного материала.

 

 

 

Защита проектов.

 

 

 

«Своя игра»

2

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

1

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

1

 

 

 

2

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

1

Лекция  с элементами беседы «Путешествие в слово».

 

Практическая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа

 

 

 

 

 

 

 

Заочная экскурсия в казачью станицу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово учителя, практическая работа.

 

 

 

 

 

 

 

Семинар

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Путешествие в страну  Фразеологию»

 

 

 

 

 

 

 

Лекция с элементами беседы.

практикум

 

 

 

Игра «Приключения в стране Орфоэпии»

 

 

 

 

Лекция с элементами беседы.

практикум

 

 

Игра.

Практическая работа.

 

 

 

 

 

 

 

Практическое занятие.

 

 

 

 

Практическое занятие.

 

 

 

 

Практическое занятие.

 

 

 

 

 

Заседание круглого стола.

 

 

 

 

 

Практическое занятие.

 

 

 

Итоговое занятие.

Заполнение таблицы, работа со словарем.

 

 

 

Сообщения учащихся.

Составление текста с использованием слов исконно русских и заимствованных. Дискуссия «Нужны или не нужны заимствованные слова?»

 

Работа с текстом, нахождение в тексте национально окрашенных слов, использование национально окрашенных слов в  речи.

 

Просмотр эпизодов из фильма С.Герасимова «Тихий Дон»,  анализ звучащей в фильме речи (фонетические и лексические особенности), сравнение  с современным литературным языком.

 

 

  Поиск и анализ крылатых выражений  из басен  Крылова И.А., индивидуальная творческая работа «Зачем нужны крылатые слова и выражения».

 

Тематические сообщения учащихся о пословицах и поговорках, работа со словарем  В.И. Даля «Пословицы русского народа», дискуссия. Подбор пословиц и поговорок на заданную тему.

 

Работа в парах со словарем фразеологизмов, толковым словарем, соревнование «Кто больше?», составление устного речевого высказывания с использованием  фразеологизмов.

 

Редактирование текстов,  творческая работа по карточкам в группах, поиск  изобразительных средств   в  текстах.

 

Творческие задания по карточкам, работа с текстом с ошибками, работа с орфоэпическим словарем.

 

  Поиск и анализ первых письменных памятников.

 

 

 

Работа с текстом, работа с орфографическим словарем,  редактирование текста, работа в  парах по заданию карточек, индивидуальная работа, игра «Кто быстрее?»

 

Инсценирование,   моделирование речевых ситуаций,

Создание стенгазеты.

 

решение орфографических задач повышенной сложности

 

 

Моделирование речевых ситуаций, инсценирование, работа в парах (выполнение творческого задания).

 

Дискуссия, тематические выступления обучающихся.

 

 

 

 

Тематические выступления обучающихся.

 

Турнир знатоков

 

 

 

 

                           

                            СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

 

                                   Тема  1.     Вглубь слова.

Содержание  материала: Назначение слов в языке и речи.

Как язык экономит свои ресурсы: слово одно – значений несколько.

Как и почему слово переносит своё значение: прямое и переносное значение слов.

О взаимоотношениях между словами: слова-друзья и слова-враги.

Форма занятий: Лекция  с элементами беседы «Путешествие в слово».

Методическое обеспечение: Орфографический и толковый словари, тетрадь, ручка.

 

                                Тема   2. Слова родные и  слова гости.

Содержание материала: Жизнь исконно русских слов в языке.

Как чувствуют себя в языке слова-пришельцы: заимствования в русском языке.

Форма занятий: Практическая работа

Методическое обеспечение: Толковый словарь, словарь иностранных слов.

 

                                  Тема   3. Национально окрашенные слова в языке.

 Слова, обозначающие наименования предметов и явлений традиционного быта: печь, изба, щи, каша, кисель, блины, сарафан, валенки, гармошка, балалайка, хоровод, частушка, сени, коса, сноп и др.

Слова, символизирующие особенности культуры и менталитета народа: тройка – символ быстроты, простора, удали; берёза – символ женственности; лебедь – символ красоты и верности и др.

Форма занятий: Практическая работа

Методическое обеспечение: карточки с текстами, содержащими диалектные слова , иллюстративный материал.

 

                           Тема   4.Диалектные слова.  Говор донских казаков.

 Содержание материала: Фонетические особенности:  аканье и яканье табе, нясу и др. Фрикативный звук [г], смягчение согласных, употребление одних звуков  вместо других: освободить – ослобонить, вишня – вышня и др.

Особенности лексики: карша, шумнуть, башлык, грубка, патлы и др.

Форма занятий: Заочная экскурсия в казачью станицу

Методическое обеспечение: фрагменты фильма С. Герасимова «Тихий Дон» (эпизод сватовства), иллюстративный материал.

 

                                 Тема   5. Крылатые слова

Содержание материала: Крылатые слова в языке и речи. Высказывания писателей, поэтов, известных людей о русском языке, родной земле.

Крылатые слова о родине, книге, дружбе, качествах людей. Крылатые выражения из басен И. А. Крылова: А ларчик просто открывался. А Васька слушает да ест. Без драки попасть в большие забияки. Да только воз и ныне там. Слона-то я и не приметил. Хоть видит око, да зуб неймёт  и др.

Форма занятий: Слово учителя, практическая работа

Методическое обеспечение: Словари крылатых слов и выражений, басни И.А. Крылова.

 

 

                       Тема  6. Золотые россыпи народной мудрости.

Содержание материала: Отражение в пословицах и поговорках нравственных ценностей народа, его эстетических идеалов, культуры, особенностей быта, разнообразных сфер и аспектов жизнедеятельности.

Уместность употребления пословиц в речи. Советы, разумные наставления, подсказки в пословицах об учении, слове, языке, речи.

Выразительность, образность, яркость, богатство языка, глубина содержания и лаконичность формы пословиц и поговорок. Поучительный смысл пословиц о родной земле, труде, счастье, качествах людей.

Форма занятий: Семинар

Методическое обеспечение: сборники, содержащие пословицы и поговорки русского народа, В.И. Даль «Пословицы русского народа»

 

 

                                 Тема   7. Жизнь слова во фразеологизме.

Содержание материала: Культурный смысл фразеологизмов.

Выразительные возможности фразеологизмов с близким и противоположным значением.

Фразеологизмы с постоянными сравнениями: как с гуся вода; как рыба в воде; как грибы после дождя; льёт как из ведра; видно как на ладони и др. Фразеологизмы с названиями животных: заячья душа, медвежья услуга, не в коня корм, волчий аппетит, куриная память, собачий холод, пуганая ворона и др.

Форма занятий: Игра «Путешествие в страну  Фразеологию»

Методическое обеспечение: Словарь фразеологизмов, толковый словарь.

 

 

                                        Тема  8.  Слово поэтическое.

Содержание материала: Образность и вдохновенность поэтического слова.

Слово как изобразительное средство в стихотворении. Слова – яркие эпитеты, меткие метафоры, образные сравнения в поэтическом языке.

Форма занятий: Лекция с элементами беседы, практикум

Методическое обеспечение: карточки-тексты для  творческой работы, поиска  изобразительных средств, редактирования.

 

Тема 9.  Звучащее слово.

Содержание материала: Правильность и интонационная выразительность звучащего слова. Произношение звуков и их трудных сочетаний.

Как нельзя говорить: о наиболее распространённых случаях неправильной постановки ударения в словах: квартал, средства, каталог, свекла, арбуз, эксперт, досуг, обеспечение, щавель, сироты, звонит, красивее и др.

Форма занятий: Игра «Приключения в стране Орфоэпии»

Методическое обеспечение: Орфоэпический словарь, карточки – задания для орфоэпической работы.

 

Тема  10. Зачем людям письмо.

Содержание материала: Сведения из истории письма. Поиск и анализ первых письменных памятников.

Форма занятий: Лекция с элементами беседы.

Методическое обеспечение: Древнерусские памятники письменности.

        

Тема  11. Слово сквозь призму написания.

Содержание материала: Зри в корень: загадки правописания в корне слова.

Постоянство и непостоянство приставок.

Узнаём изученные орфограммы и пунктограммы.

Форма занятий: Игра. Практическая работа.

Методическое обеспечение: Орфографические словари, карточки с текстами для орфографической правки.

 

Тема  12.   Речевой этикет.

    Содержание материала: Речевой этикет – гарант доброжелательного общения и коммуникативного успеха. Отражение в речевом этикете богатейших языковых и культурных традиций народа.

Вежливость как нравственно-ценностная основа культуры речевого поведения. Проявление средствами речевого этикета уважительности, почтения, приветливости, радушия, учтивости, доброжелательности, обходительности, признания достоинств и значимости человека в обществе.

Формулы речевого этикета и этикетные речевые ситуации: приветствия, обращения и привлечения внимания, знакомства, просьбы, приглашения, благодарности, извинения, пожелания, поздравления, комплимента, одобрения, утешения, прощания и др.

Правила речевого этикета. Учёт при выборе формул речевого этикета пола собеседника, его возраста, служебного положения, профессии и др.

Форма занятий: Практическое занятие.

Методическое обеспечение: опросники «Что следует говорить и что не следует»

 

 

Тема  13. Орфографическая игра «Гонка за лидером».

Содержание материала: Решение орфографических задач повышенной сложности.

Форма занятий: Игра. Практическая работа.

Методическое обеспечение: Орфографические словари, карточки с текстами для орфографической правки.

 

Тема  14.  «Давайте говорить друг другу комплименты…»

Содержание материала: Комплимент как форма этикета.

 Значение комплимента в общении.

 Как правильно сказать комплимент и как правильно его принять.

Форма занятий: Практическое занятие.

Методическое обеспечение: фрагмент песни Б.Окуджава «Давайте говорить друг другу комплименты», карточки для творческого задания, материал для инсценирования.

 

Тема 15. Обобщение и систематизация изученного материала.

Форма занятий: Заседание круглого стола.

Методическое обеспечение:  компьютер, проектор.

 

Тема  16. Защита проектов.

Форма занятий: Защита проектов.

Методическое обеспечение: компьютер, проектор, доска.

 

Тема  17. Итоговое занятие.

Форма занятий: Итоговое занятие «Турнир знатоков»

Методическое обеспечение: компьютер, проектор, доска.

 

   

                            Методическое обеспечение

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие с учебного кабинета, оснащенного методической и справочной литературой по предметам русский язык и литература, так же кабинет, оснащенный компьютером, проектором. Из дидактического обеспечения необходимо наличие тренировочных упражнений, индивидуальных карточек, текстов по тематике курса.

 Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: простой карандаш, гелевая ручка, фломастер, маркер, аудио- и видеозаписи, тексты художественных произведений, словари, иллюстрации, музыкальные записи, литературные произведения.

 

 

 

 

 

   Список учебной литературы:

1.     Ю.А.Гвоздарёв «Рассказы о русской фразеологии», Мир знаний, 1988;

2.     Е.И.Голанова «Как возникают названия», Просвещение, 1989;

3.     С.А.Шмаков «Игры в слова и со словами», Астрель, 2000

4.     В.Волина «Весёлая грамматика», Знание, 1995;

5.     М.В.Панов «Занимательная орфография», Просвещение, 1994;

6.     Организация внеурочной деятельности учащихся по русскому языку 5-11 классы, Планета, 2011;

7.     сборники, содержащие пословицы и поговорки русского народа;

8.     Басни И.А. Крылова;

9.     Словари.